Художник, Москва
Раиса Арефьева
Рекомендуйте друзьям:
+7 916 138 83 82

Новости Арт-подарок

Арт-подарок

Отзывы клиентов

29 далее Александр Медведев
Рая, привет от нас с Оленькой! Наши верные друзья из г.Королёв прислали отзыв на мой портрет. Написали, что я похож на Хемингуэя. Такой же отзыв пришёл ещё от двух человек. Лестно-прелестно! Можно широко улыбнуться и ещё раз поблагодарить прелестную, неотразимую служительницу тёплого искусства Раечку Арефьеву за отличную работу! Да здравствует великий Хемингуэй, в тени славы которого находится скромный поэт Александр Медведев! Рая, поздравляю тебя ещё раз с участием в престижном каталоге "Российское искусство"-2011 и 2012!

Раиса в соц.сетях

Facebook
ВКонтакте
Мой Мир

Этот дивный поэтический портрет. А.Апостолов

АНАТОЛИЙ АПОСТОЛОВ «ЭТОТ ДИВНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
Художественная выставка в ДОМЕ-МУЗЕЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ:
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В ЛИЦАХ»
проекта МАРГАРИТЫ СЮРИНОЙ «Портрет Российской Словесности».
Москва, Борисоглебский пер. дом 6. строение 1
16 ноября 2016 года.

Надо сразу же и непременно отметить, что эта выставка, приуроченная к 250-летию Николая Михайловича Карамзина, не просто плановая выставка. Но она и не очередной вернисаж в честь юбилея нашего первого сентиментального историка и мыслящего гражданина. Это весьма удачный и оригинальный культурно-исторический проект, в пределах которого между творческими людьми стираются стилистические и сиюминутные идеологические разногласия, когда в процессе культурологического соучастия возникают в людских душах энергии взаимного воздействия, а с ним и чувство примирения и единения.

Надо сразу сказать, что этого очевидного, взаимного, примиряющего и объединяющего эффекта данная выставка могла бы не иметь, если бы не одно существенное «но». Если бы она не стала по своей сути ежегодным, художественным проектом замечательного и вдохновенного художника Маргариты Сюриной. Её проект «Портрет Российской Словесности», не только проект сугубо историософский и культурологический, он волшебным образом преображает нашу культуру повседневности в культуру Возрождения. В проекте Маргариты Сюриной заложено подспудное стремление людей к духовно-нравственному единению. За три года своего существования (а это уже девятая по счёту выставка –А.А.) проект Маргариты Сюриной сумел объединить под эгидой Дома-музея Марины Цветаевой несколько разрозненных поэтических групп и Творческий союз художников России в одно целое творческое содружество. Историческая тема изначально близка по смыслу, содержанию и духу самой глобальной концепции художественного проекта Маргариты Сюриной. В основе проекта «Портрет российской словесности», кроме уже сказанного, лежит духовно-нравственная проблема о нашем актуальном прошлом и о трагически неразрешимом настоящем.

На выставке представлено свыше ста работ двадцати семи художников как известных, так и мало кому известных, но своеобразных и самобытных мастеров живописи, графики, иконописи и скульптуры. Из работ известных, заслуженных художников России на выставке представлены акварели Валерия Рябовола из циклов «Соловки» и «Смута в России». Монументальные скульптуры Ивана Коржева «Емельян Пугачев» и «Евпатий Коловрат», живописные полотна художников Виктории и Сергея Афонских, посвящённые Сергию Радонежскому и последнему Государю-императору, иконописные образы православных святых в исполнении заслуженных художников Людмилы и Николая Чибисовых.

Из произведений тех художников, кто впервые участвует в выставке «История Государства Российского в лицах» обращают на себя внимание пейзажи русских монастырей Елены Краснощёковой, триптих «Натюрморты с иконами» Алексея Барвенко, виртуозные работы Юрия Черепанова и Маргариты Алёничевой, Валерия Соппа и Анны Ляшенко.

На выставке среди множества жанровых, исторических композиций и «живописных реконструкций» преобладают в основном психологические «поэтические портреты» основоположников и зачинателей русской изящной словесности Ломоносова, Карамзина и кончая, не так давно ушедшими от нас, Александром Солженицыным и Александром Зиновьевым. На этой историко-художественной выставке портреты носителей русской словесности являются неотъемлемой составной частью новых хроник, продолжением нового летописного и «Лицевого Свода» ещё никем не написанной нашей древней и новейшей отечественной истории.

Маргарита Сюрина, Раиса Арефьева, Павел Борисов, Маргарита Аль, Виктория Афонская, Алексей Барвенко, Леонид Козлов, Юрий Черепанов – вот далеко неполный перечень имён, творения которых сразу же ловит наш затуманенный взгляд, принимает уставшая душа и чётко фиксирует тревожная память.

На выставке проекта «Портрет российской словесности» сразу же обращают на себя внимание «Портрет писателя А.И. Солженицына» Маргариты Сюриной (автора и устроителя проекта) и «Портрет философа и писателя А.А. Зиновьева» руководителя мастерской «Арт-Магия» Раисы Арефьевой, лауреата премии имени Дмитрия Кедрина. Два художника, две зоркие и честные свидетельницы своей эпохи, Сюрина и Арефьева, запечатлели для потомков могучие лики двух гражданственных героев нашего времени – двух писателей-мыслителей и пророков –Зиновьева и Солженицына, – двух победителей и несгибаемых борцов с миром зла и тотального насилия. Весьма убедителен портрет «телёнка, который боролся когда-то с дубом» (Александр Исаевич Солженицын), написанный Маргаритой Сюриной, и не менее впечатляющ портрет чухломского мальчика, мечтавшего когда-то, ещё до войны, «убить Сталина и умереть». Это портрет поэта и художника Александра Александровича Зиновьева (1922-2006), логика, философа, идеолога, «Сократа нашей эпохи» в исполнении художницы Раисы Арефьевой. Вот кто трудно, но успешно боролся с миром зла и насилия и в итоге – победил его! Мир его соблазнял, ломал под себя и запугивал самыми страшными карами, даже смертью. Но он не соблазнился и не испугался его безумной ярости. Он вывернул наизнанку душу этого враждебного мира, со всеми его «зияющими высотами» реального коммунизма и с лукавым «западнизмом» Большого Запада.

Раиса Арефьева «Портрет Анатолия Апостолова» Раиса Арефьева «Портрет А.А. Зиновьева» Маргарита Сюрина «Портрет Александра Солженицына»

Раиса Арефьева «Портрет Анатолия Апостолова»,2016 год
Раиса Арефьева «Портрет А.А. Зиновьева», 2016 год
Маргарита Сюрина «Портрет Александра Солженицына»,
2012 год, белая бумага, карандаш, 45х30

В каждом портрете героя отражена его эпоха, угадано трагическое ощущение им прошлого и настоящего, ожидание грядущего как воздаяния за дела и помыслы нескольких поколений. «Что день грядущий мне готовит?» – озабочен Иван Грозный на портрете Раисы Арефьевой – «Великую беду и великую Смуту. Затмение умов и разорение Московской Руси! Стыд и позор на весь мир!» – отвечает на вопрос, сошедшего с ума на почве мании величия и мании преследования царя, триптих Валерия Рябовола «Смутное время», где главные, судьбоносные для России события окутаны смогом насилия, грабежа и предательства, всеобщего национального помешательства так характерного для всех значительных социальных катастроф и потрясений. И всё-таки тьма рассеивается. И возрождаются убитые когда-то надежды. И здесь спасением являются музыка и стихи, живопись и отображённое кистью волшебное Слово. И где-то в надмирном пространстве уже слышны музыкальные фрагменты из «Бориса Годунова» и «Хованщины» Модеста Мусоргского, пронзительные отрывки из его музыкальных пьес «Картинки с выставки», сочинённые им по мотивам творчества своего друга, художника Виктора Гартмана.

Валерий Рябовол «Причал в Соловках» Сергей Афонский «Отрок Варфоломей»
Валерий Рябовол «Причал в Соловках»,
1981 год, бумага, акварель, 56х78

Сергей Афонский «Отрок Варфоломей»,
2013-2014 год, холст, масло, 100х140

Запечатленный вещий сон, чудесное видение подростка-пастушка Варфоломея из XIV века, – Сергей Афонский «Отрок Варфоломей», видение игумена Сергия нездешних пернатых в сосновом бору, в овраге близ Радонежа – Виктория Афонская «Явление Сергию Радонежскому райских птиц» – дополняются запечатлёнными на холсте и бумаге другими видениями из конца XIX и начала XX века. Так, замечательный художник-график Юрий Черепанов сделал блестящую попытку отобразить кистью и пером звучание духовных стихов и поэтических песнопений через имитацию нотного крюкового письма средневековой Руси – «Поэтический портрет Анны Ахматовой». И его же волшебная романтично-мистическая графика «Слушая пение». Стихотворение Анны Ахматовой на пение Галины Вишневской».

Особым, визуальным, и как бы толковым «Евангелием от Ивана» Александра Зиновьева явился на выставке духовно глубокий и весьма символичный по содержанию триптих Алексея Барвенко. Идею его триптиха можно выразить в нескольких словах – защитниками русских вдов и матерей на этом свете до сих пор, увы, остаётся только предводитель Небесного воинства архангел Михаил да Христос Спаситель, «победивший смертию смерть». А самой надёжной крышей над головой вдовы является купол храма, из окна которого падает слабый лучик света и надежды – «В церкви» (100х80,холст, масло). Этот холст Алексея Барвенко заставляет зрителя задуматься о нашей реальной и виртуальной жизни и о нашем месте в ней. Великая панихида продолжается. И сегодня Россия – это огромный погост у Дома разбитых судеб. На российских просторах, куда ни глянь, везде «раненые души и мёртвые тела» (Лев Аннинский). Только редкие одинокие старухи продолжают поминать их в храме и дома и выть над родными/чужими и безымянными могилами. Но скоро не будет и этих старух, умеющих помнить человеческое тепло и душевное внимание. Скоро не будет и нас с вами, честных свидетелей эпохи, детей войны и детей ГУЛАГА, помнящих всех жертв и палачей, помнящих сладкоголосых наших Марину и Анну, Георгия и Николая, двух писателей-мыслителей «верующего безбожника» Александра и «раба божьего» Александра по прозвищу «Правдец».

Борьба за историю и борьба за Будущее продолжается.

Выставку в Доме-музее Марины Цветаевой можно считать показом запечатлённых на холсте и на бумаге персональных ликов времени, за которыми стоит под созвездием Топора и Плахи великое русское «Слово и Дело», особый культурный пласт великой и трагической отечественной истории.

Жизнь коротка – искусство вечно. Так гласит латинская мудрость. И бессмертие творца в его творениях и добрых делах.

Музыка, поэзия и живопись вечны. Как вечен и сам совершенный Человек. Творения художников – это, по сути, творения великого Интеллекта Вселенной и Святого Духа Мироздания, представшие перед нами через бессмертную душу и тленные руки человека. И сама жизнь – не что иное, как долгий и мучительный процесс воспитания души, трудоёмкое её взращивание. Созревшая душа бессмертна. Быстро пройдёт земной сон. Вселенная начнёт новую жизнь и появится новое Небо, а зрелая душа, как доброе, элитное семя прорастёт под новым Солнцем цветком небывалой красоты.

Анатолий АПОСТОЛОВ,
академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, автор романов «Княж-Погост» и «Дом разбитых зеркал». 

Расскажите друзьям: