Художник, Москва
Раиса Арефьева
Рекомендуйте друзьям:
+7 916 138 83 82

Новости Арт-подарок

Арт-подарок

Отзывы клиентов

46 далее Николай
Хотели Вам сказать большое «СПАСИБО»
за работу в Корстоне 1 июля - выпускной. Вы всем очень понравились и работы ваши все-все были отвезены по домам. Будем еще звонить :)

Раиса в соц.сетях

ВКонтакте
Telegram

История создания русской матрёшки.

   История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
 
 Чаще всего распространяемая версия гласит о том, что идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.
 
Не все знают, что традиция раскрашивания яиц, как это сейчас делают на Пасху, восходит к незапамятным временам дохристианской Руси. Яйцо издревле дарили на весенний праздник Велеса с пожеланием плодородия и продолжения рода. У южных славян, в частности, на Украине до сих пор существуют традиции «крашенок» (яиц, окрашенных в один цвет) и "писанок" (яиц, расписанных народным узором). Изготавливались традиционно яйца из различных материалов: дерева, камня.
 Раскладное яйцо из дерева, в котором находились ещё более мелкие, символизировало, в современной научной терминологии - фрактальный принцип устройства Вселенной, а в ведической - причинную материю, называемой «яйцехоре». Сохранившиеся у разных славянских народов мифы и сказки повествуют о том, что в начале всех начал было вечное Мировое яйцо, которое снесла Мировая курочка, либо уронила в полёте Мировая уточка... из него вышли Род и Лада Богородица, от которых и пошла наша Земля и род человеческий... Вот, образом этого первояйца и служило яйцо куриное либо утиное. А деревянная разборная игрушка, как и сказка о курочке Рябе, с рождения объясняла деткам о принципах мироустройства.
То же понимание устройства Мира дети чуть позже находили в сказках о Кощее Бессмертном (обратите внимание, именно со смысловой приставкой «Бес», а не «Без»).
Вспомните, например, сказку из сборника Афанасьева про Ивана Царевича: «…смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо и сломать иглу, заключённую внутри него - Кощей мгновенно умирает». Речь в сказке идёт о постоянной борьбе добра со злом. И чтобы победить зло, надо прежде всего понять, где спрятана истина. Только поэтапно открывая друг за другом тайны знаний, можно дойти до сути бытия.

 Но вернёмся к нашим матрёшкам.
Чтобы раскрыть её тайну, надо прежде всего вспомнить, что в древности на Руси различные предметы обихода, игрушки и украшения играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – все они являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией. Выше мы уже рассмотрели символизм разборного яйца. Что же символизировала матрёшка?
 
Интересен перевод имени Матрёна с самого близкого языка к древнерусскому и гораздо более древнего, чем латинский - с ведического санскрита:
Матрь, матри (санскр.) – мать (рус.)
В индуистском ведическом понимании, Матри - это, прежде всего, мать, олицетворяющая силы природы, мать творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число богов - детей Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».
Ничего это не напоминает? Вот это и есть Матрёшка.
Образ Матрёшки с философской позиции древнерусского ведического знания.
 
  Так в девяностых годах XIX века в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика- мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая матрешка представляла собой девушку в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
   Матрешку сделать непросто. Сначала надо из дерева выточить заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, и лишь потом их размеры становятся все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой. Усадьба Абрамцево находится рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело.
   Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.
Возможно, что название «матрёшка» могло произойти от индуистской богини Матри.

   Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто «точеные игрушки».
В начале 1900-х годов мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в семидесяти километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
    Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом – опытных токарей по дереву. Изготовление матрёшек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались матрешки и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрёшек стала красочней, разнообразней. Мастера изображали девушек в сарафанах, платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.
 Появились матрёшки, изображавшие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, и жениха с усами, и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивалась ни в чем: былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Теперь деревянные куклы как две капли воды были похожи на известных людей. Стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны – с метр высотой.
Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению – преподносить сюрприз.   Так, внутри матрёшки «Невеста и жених» помещались родственники. Изготовление матрешек, отражающих различные темы, было приурочено к определенным датам. Кроме семейной тематики, были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности. Так, к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажей комедии «Ревизор». В 1912 году к столетию Бородинской битвы были выполнены матрешки «Кутузов» и «Наполеон». Внутри этих матрешек помещались фигурки поменьше, на которых были изображены члены их штабов, участники военных советов.
Много матрёшек было посвящено обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание «матрёшечников» сказки. Часто иллюстрировались «Репка», «Золотая рыбка», «Иван царевич», «Жар-птица» и другие сказки.
Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывавшие до двадцати четырех вкладышей, а в 1913 году токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив сорокавосьмиместную матрешку.
Матрешка распространилась по Руси, ее стали изготовлять далеко за пределами Сергиева Посада – в городе Семенове Горьковской области, в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в Твери, Уфе, Йошкар-Оле, Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте. Естественно, что ее форма и роспись всякий раз менялись и приобретали местные и национальные черты.
Сейчас Матрёшка – это деревянный сувенир - игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера.
Ее условная округлая форма имеет яркие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. Легкость круглых поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей вызывают восторг. Дети любят матрешку. Разбирая и собирая ее, играя с матрешкой, они непосредственно знакомятся с ее размерами, формой, конструкцией, красотой.
Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек и сувениров.
 
Источники:
Елена Витальева "О МАТРЁШКЕ, МИРОВОМ ЯЙЦЕ И РУССКИХ СКАЗКАХ"
Анна Генова "Русские вещи: матрёшка"
Легенда о русской матрешке
Семеновские матрешки
Вятская (Кировская) матрешка
Сергиев-Посадская матрешка 
История появления первой матрёшки на Руси
История Русской матрёшки, музеи.
 
 

 

Расскажите друзьям: