Художник, Москва
Раиса Арефьева
Рекомендуйте друзьям:
+7 916 138 83 82

Новости Арт-подарок

Арт-подарок

Отзывы клиентов

43 далее Екатерина
Заказывали шарж другу на день рождения! Очень довольны работой. Что хотели, то и увидели. Быстро и качественно! Именинник был в восторге! :) Большое спасибо!

Раиса в соц.сетях

ВКонтакте
Telegram

Автопортрет как искусство представлять...

 Автопортрет, как искусство

представлять свое творчество в интернете.
 
 
 
                  
 
Раиса Арефьева «Автопортрет» 
холст/масло, 90 х 70 см, 2010 г.
http://artraisa.ru/
 
Мне не раз приходило в голову собрать несколько автопортретов современных художников и посмотреть, как по-разному люди изображают себя. Для начала просто интересно найти один показательный и позитивный автопортрет, на котором были бы все необходимые атрибуты этого жанра. Мне кажется, что автопортрет Раисы Арефьевой вполне подходит для этой цели. Во всяком случае, он во многом контрастирует по своей подаче как с классическими, так и со стилизованными и модернистскими автопортретами, и по нему легко раскрыть все позднейшие тенденции нашего времени. К тому же автопортрет женский! Можно даже говорить, как по-разному пишут автопортреты женщины и мужчины, но позвольте сначала сказать пару слов о самой Раисе Арефьевой и ее сайте http://artraisa.ru/

Сайт для художника – это такая же возможность представить себя, как и автопортрет. Меня иногда спрашивают: видел ли я в интернете хорошие сайты художников? Да, иногда встречаются, и среди них хочется отметить сайт Раисы Арефьевой, как простой, но достойный образец художественного сайта-визитки. Его существенное преимущество в том, что прямо с главной страницы вы видите фотографии всех картин, всех услуг и жанров деятельности, которые художник хочет представить. Это удобно, так как не приходится нажимать на кучу кнопок, чтобы добраться до искомых произведений и проектов - вся информация перед вами. Прямо через картинки вы знакомитесь со всеми направлениями ее творчества: с портретами, обнаженной натурой, тематическими сериями, росписью на панелях, росписью на матрешках, боди-артом и т.д. Не надо ни меню, ни скучного деления сайта на подразделы, что так часто делают «для удобства пользователей» другие художники. И живопись, и графика, и роспись, и статьи, и мастер-класс – все под рукой, без всяких формальных заголовков. Если надо укрупнить картинку или прочитать подробную информацию – пожалуйста! Не бросаются в глаза формальные кнопки «биография», «контакты», «услуги», «статьи» - ибо всё, что пользователь ищет, он легко находит и без навязчивых подсказок! Видно, что сайт строил человек разумный и понимающий, умеющий взглянуть на свое произведение как бы со стороны. И это сразу вызывает симпатию. А когда вы открываете пару фотографий, где она за работой, и видите, что она не только умная, но и симпатичная, то это окончательно располагает вас в ее сторону.
Нет у нее на сайте и хитростей, которые придумывают «мудрые» художники для искусственного его продвижения. Когда активно общаешься в интернете, у тебя нет особой необходимости зазывать посетителей через поисковик, однако статьи о творчестве у нее, конечно, есть. Я не раз видел, как многие художники выносят на главную страницу свой огромный автопортрет, особенно женщины. Спрашивается, зачем? Если посетителям нравится содержание сайта, то стоит ли их нагружать изображением хозяина фирмы? А если не нравится, то разве ваша фотография или автопортрет чем-то помогут? Ведь не художник же своим авто-, видео- или фотопортретом продвигает свой сайт, а сайт – художника! Другие выносят на главную страницу всякую ерунду типа информации для туристов, путеводителей по городу, советов по покупке картин и оценке их стоимости, статей по истории живописи и т.д. За всем этим познавательным хламом, за длинным списком выставок и репортажей, контактами представителей, благотворителей, партнеров и родственников, скрывается недосягаемая личность художника, который по-видимому настолько «велик» и занят своим творчеством, что ему не до настырной сетевой публики. У Раисы Арефьевой, напротив, все в меру, и нет желания ни скрываться за своим величием, ни выставлять свою персону на передний план. Все просто и разумно: все служит главной цели – работе и творчеству. 

Когда смотришь на автопортрет Раисы, то видишь ту же открытость, приветливость и информационную доступность, что и на сайте. Также как и сайт он не вводит зрителя зрителя в заблуждение, она на автопортрете такая, как есть, без дополнительных прикрас и без напускной таинственности и недосягаемости. Но чтобы прочитать этот автопортрет, как открытую книгу, тут нужно определенное умение видеть, как и в случае с любым произведением искусства. 

Задавались ли вы вопросом, почему людям интересны автопортреты? 
Ну, во-первых, им хочется посмотреть, как выглядит в жизни тот человек, картины которого им так нравятся. Но это не главное. Во-вторых, им важно убедиться, что этот человек, так сказать, нормальный, что он достаточно зрел, знает цену жизни и т.д. И наконец, они хотят увидеть, что художник открыт для людей, что он для них, а не сам по себе, в своих мирах. Вот этого ищут люди – известной жизненной мудрости, чтобы так сказать, довериться художнику, и открытости. Ведь автопортрет не лжет! На зрителей производит сильное впечатление, если художник скромный, без гонора и без амбиций. Хотя в известном смысле художнику без них тоже не обойтись, и тут надо как-то балансировать, уметь совмещать крайности. Я не знаю, кто подсказал Раиса Арефьевой написать таким образом свой автопортрет, но он получился явно выигрышный, запоминающийся, представляющий ее в самом лучшем и точном свете. Ведь часто художники и самые знаменитые, будь то Дюрер, или Рембрандт, или Мунк, поневоле создают интравертный портрет, когда пишут себя – углубленность в свои чувства, страдания, внутреннюю борьбу. Считается, что художник должен быть каким-то отверженным – в вечных исканиях идеала любви, в вечном стремлении и неудовлетворенности. Все это было правомерным в свое время. Однако когда и современные художники изображают себя в том же духе – с задумчивым, грозным, безумным и гордым взглядом, или с дымящейся сигаретой, палитрой, кистью, стулом или этюдником, словно они срослись с этими ничего не значащими предметами, или в какой-то идиотской фантастической обстановке, в дурацких колпаках и шляпах, которых не носили сто лет, в розовых колготках, без верха, без низа или вообще без всего, или в виде какого-то старичка-лесовичка-снеговичка – то хочется воскликнуть: «Хватит! Почему вы не хотите, чтобы люди, которые смотрят через ваше произведение, видели ваше истинное «Я», а не эту дурацкую маску!? Да, эпоха Рембрандтов и Дюреров прошла, и делать это надо по-другому, но надо в конце концов пытаться делать!» Ради интереса я набрал в поисковике слово «автопортрет» на сайте ArtNow, и открылось больше двадцати страниц. Но среди этих более чем 500 автопортретов я не нашел ни одного нормального, где бы художник хотя бы улыбался навстречу зрителю и нормально по-человечески выглядел – в лучшем случае, поза древнегреческого мыслителя с недовольным и самоуглубленным взглядом! Почему это представление себя идиотом или отверженным считается сегодня искусством, я не знаю. 

Чем же так отличается автопортрет Раисы Арефьевой от тысяч других?
Своей позитивностью. 
Это портрет человека без внутренних проблем, то есть, настоящего, позитивного, здорового человека, крепко стоящего на своих ногах, каким и должен быть художник.
Особенно надо отметить то, что человек, не просто решил свои проблемы, но что полностью взял водительство над собой и своим творчеством в свои руки. Отныне не творчество правит им, а он правит творчеством. Нет никакой выплескивающейся через край эмоциональности, ни тени неуверенности в выбранном пути, ничего неразрешенного на заднем плане, никакого пристрастия или недуга, тяготеющего над судьбой – вот такая ее жизненная позиция. Она развернута к людям и целиком поставила свое искусство на служение им. При этом она приветливо улыбается, рада каждому человеку. Вы, конечно, можете сказать, что на автопортрете может быть одно, а в жизни другое. Но поймите, что на автопортрете как раз и должно быть то главное и истинное, к чему человек стремится, а не тоска по нереализованнму идеалу. В этом смысле автопортрет не лжет, когда изображает внутреннее торжество художника, и лжет, когда вместо торжества выносит на холст временную неустроенность и грязь. 

Мы сказали, что человек выглядит на автопортрете так, словно он решил свои проблемы. Теперь посмотрим, как это достигается технически. Обычно на портрете руки это самое коварное, они всегда выдают внутреннее психическое состояние человека. То, что здесь руки сложены на груди, как раз и означает, что человек взял контроль над судьбой в свои руки, то есть, понял свое предназначение и жизненную цель, и теперь она не вне, а внутри. Посмотрите только, как слегка левая рука сжимает край меховой накидки. Как тонко в жесте руки передается то, что все под контролем сознания! И это кольцо на пальце, являющееся символом благополучия! Ну, тогда, скажут, это совсем не портрет художника. И это спокойствие, и сложенные на груди руки, и это кольцо – всё это не так, как у Поля Гогена, которого гений и неустроенность в жизни загнали на острова Полинезии. И это не так, как у наших русских художников, которые живут в постоянной борьбе с собой, но все никак не могут справиться с пьянством. Да, согласен, это все не так - поэтому мы и говорим, что автопортрет этот особенный. Это портрет современного художника, для которого творческий путь начинается тогда, когда завершается борьба с самим собой, а само творчество идет помимо Бахуса. 

Далее, обратите внимание на фон, на котором картина с маленькой девочкой в саду. Девочка одета в белое, а руки выполняют прямо противоположный жест, она изумленно устремлена навстречу тому, что видит у себя впереди. Соответственно и жест – раскрытие и принятие в себя мира. По сути дела, мы видим здесь два автопортрета: один в юности, а другой в зрелом возрасте, и между ними путь в несколько десятилетий. Сначала была эта девочка, потом был некий путь, и вот она перед вами! Художник использует этот прием, чтобы показать, что у него был путь, благодаря которому он стал тем, кто он есть. Как мы сказали, это очень важно для зрителя, так как зритель должен доверять художнику и видеть его достижения. А как иначе еще можно показать достижения? Если бы на картине не было девочки, то приветливая улыбающаяся фигура смотрелась бы странно в своем одиночестве, потому что достижения просто так не возникают. Надо было показать на портрете эту детскую светлую фигуру (душу), которая прошла путь и постепенно наполнилась тем темно-синим, почти черным с голубым и каштановым отливом, которое можно характеризовать как человеческий опыт. 

А почему на фоне яблок?
Это достаточно просто. Наступило время созревания плодов. До этого созревания в искусство надо было вкладывать и вкладывать, лелеять воспитывать и развивать свое творчество, а вот теперь настало время, когда оно начинает плодоносить. Так художник характеризует определенный момент в своем творческом пути. 

А что значит бабочка?
Это несколько сложнее. У бабочки весьма широкая символика: - это и глаз, и символ свободы, и символ освобождения от кокона (то есть, от зажатости), символ души и еще многое другое. В том числе художник использует атрибут бабочки в своей серии картин «Полет бабочки» для подчеркивания избранности своей героини. Когда бабочка садится на плечо, это означает нечто особенное, потому что она приземляется очень избирательно и далеко не каждому человеку она доверяет свое сокровище. Словом, художник здесь хочет сказать символами, что в жизни ей выпало какое-то особенное счастье. Конечно, путь и плоды главнее, но требуется ввести в картину и какой-то символ, который индивидуализирует ее творчество. И эту роль выполняет бабочка. 

И наконец, обратите внимание, как героиня стоит. Мы уже сказали, что художнику важно было изобразить себя стоя, а не сидя. Многие для этого пишут фигуру в полный рост, но здесь мы видим, что это необязательно делать, и так уже очевидно, что она стоит. А если фигура стоит, то имеют значение два направления: 1) в каком фигура поставлена, 2) в каком она смотрит. Смотрит она на зрителя, а стоит в направлении поперечном к движению зрителя, и таким образом, пути зрителя и фигуры как бы пересекаются (не тупо сталкиваются, когда им не разойтись, а просто пересекаются). При этом получается такая конфигурация, что художник как бы обращается к зрителю, приглашает его к сотрудничеству. Это приглашение отнюдь не является обязательным: ведь можно подойти, а потом пройти мимо. А можно и не проходить! То есть, это как встреча, причем, встреча с обеих сторон совершенно свободная. Редко кто из портретистов продумывает такие детали. 

Итак мы видим, что художник успешно представляет на своем портрете и свою внешность, и свой жизненный путь (девочка), и свои достижения-плоды, и свое что-то индивидуально духовное (бабочка), а также свою зрелую позицию по отношению к миру и людям. И все это собрано на одной картине! Я нисколько не сомневаюсь, что по своим находкам это классная работа, и она знаменует те особенности, которые свойственны современному автопортрету, когда через фон и его дополнительные элементы художник пытается в образах и символах рассказать о себе то, что он не смеет рассказать словами. 

Расскажите друзьям: