Арт-подарок
Отзывы клиентов
Раиса, огромное спасибо за матрешки!!!!!!!!!!!!!!! Я все получила !!!!!! Уже подарила, все в восторге!!!!!! Огромное спасибо!!!!! Хорошая работа, безумно рада и довольна!!!!
Раиса в соц.сетях
Двенадцать внешних чувств.
Михаил Андреев. Артсофия.
Двенадцать внешних чувств и их изображение в живописи
по произведениям художника Раисы Арефьевой artraisa.ru/
При помощи чувства зрения мы можем видеть предметы во внешнем мире, можем изобразить то, что увидели, на бумаге, и мы все хорошо знаем, как устроено зрение, и можем даже изобразить орган зрения – глаз - в разрезе или в натуре. Однако, как изобразить само чувство зрения?
Поставьте такую задачу перед учениками на мастер-классе и посмотрите, как по-разному люди подойдут к ее решению. Конечно, ученики должны предварительно что-то уметь – например, рисовать обнаженное человеческое тело, копировать внешние предметы и эффекты, чтобы таким образом подойти к решению чисто художественной задачи. Многие, однако, не поймут, что от них требуется. «Если ни глаз, ни кувшин, увиденный при помощи глаза, рисовать нельзя, то что же тогда требуется нарисовать?» Однако те, которые поймут, узнают благодаря этому упражнению, в чем состоит суть живописи, они узнают, что такое настоящее художественное творчество, которое заключается не в копировании внешних предметов, а в изображении собственных мыслей и идей. Попробуйте нарисовать чувство зрения или чувство осязания, пользуясь живописными образами и средствами, и вы узнаете, что значит творить! Пусть это упражнение поначалу покажется трудновыполнимым и воображение на первых порах вам откажет, но, стоя на этой точке зрения, вы впервые и по-новому откроете мир живописи и мир искусства.
Предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное путешествие по 12-ти картинам художника Раисы Арефьевой, по которым вы увидите, как через изображение обнаженной женской натуры можно передать те или иные человеческие чувства. Вы проникните в тайную мастерскую художника.
Вот одна из картин:
Когда я пытался анализировать картины Раисы Арефьевой из серии «Полет бабочки», на ум пришло, что все они имеют отношение к внешним чувствам человека. Их можно понимать так, что каждой картине представлено конкретное внешнее чувство, хотя, разумеется, картины сами не кричат: «Я – чувство зрения! Я – чувство слуха!», и на первый взгляд кажется, что даже не намекают. Однако, когда сравниваешь их между собой, находишь отличия и общие элементы, то приходит догадка: «Да это же чувства!».
Как могла бы, например, выглядеть картина, на которой изображено чувство зрения?
Во-первых, раз речь идет о чувствах вообще, то вполне очевидно, что обнаженное женское тело это самый мощный символ, указывающий на чувства. Поэтому на картине должна быть обязательно женская фигура, обнаженное женское тело – ибо оно сильнее всего созвучно со словом «чувство». Чувства изображаются в живописи при помощи обнаженной женской натуры – вот в чем состоит наше открытие! Более подходящего образа для обозначения чувств в живописи вряд ли можно себе представить.
Во-вторых, поскольку зрение есть способ восприятия внешнего мира, на картине должны быть изображены две вещи: субъект и объект восприятия. Женское тело, которое само по себе есть чувствительный орган восприятия, играет роль субъекта, ну а бабочка, которая описывает круги вокруг обнаженной фигуры, - роль объекта восприятия. Можно также сказать, что бабочка есть душа, а женщина – орган восприятия. Ибо во время восприятия наша душа находится не в теле, не в органе восприятия, а в предмете, который она видит перед собой и до определенной степени сливается с ним. Если я, например, вижу перед собой розу, то душа моя в этот момент находится в розе, переживает ее цвет, структуру и аромат. Душа, так сказать, порхает как бабочка от одного предмета к другому, а женщина – мой орган восприятия – с ней играет. Интересно, что почти на каждой картине есть бабочка, и это обстоятельство навело меня на мысль, что здесь мы имеем дело с внешними чувствами, с характерным раздвоением человека в процессе восприятия на объект и субъект.
В-третьих, на каждой картине можно проследить некое движение души, характерное для данного способа восприятия. И это характерное движение души представлено в виде шлейфа, который тянется за бабочкой. Так, для зрительного восприятия характерно, что объект появляется как бы со стороны, когда мы поворачиваем к нему голову, затем он как бы «пролетает» перед глазами, но тут-то его и схватывает зрение, и оно направляет полет бабочки к голове, так как зрение осуществляется на линии голова – предмет. Шлейф выделяет на теле женщины (органе восприятия) некую чувствительную зону, означающую, что данное чувство восприимчиво к тональности объекта, например – к цветовой.
Говоря конкретно о зрении, можно отметить закинутые за голову руки – это и понятно, так как глаза и нервные центры зрительного восприятия находятся в голове. Фигура повернута лицом к зрителю, максимально обнажена и открыта – это тоже свойство зрения, потому что через зрение мы получаем самую четкую и самую информативную картину мира. Фигура как бы говорит: «Я переполнена увиденным!»
Теперь рассмотрим все внешние чувства по порядку. Всего у человека насчитывается
12 внешних чувств. При этом мы не имеем в виду каких-то экстрасенсов и ясновидящих,
речь идет о тех 12-ти чувствах, которые развиты у каждого нормального человека.
Продолжение на Артсофия. Михаил Андреев.